Папа и дьявол

Перевертыши

В музее голландского города Утрехта хранится старинная доска размером 31x24x5 см с портретом Папы Римского (фото ниже). Кажется, что в этом нет ничего особенного, но если доску перевернуть (фото справа внизу), то профиль главного католика превращается в голову дьявола. В XVI веке это двойное изображение чеканили даже на монетах, сопровождая надписью на латыни: "Mali corvi malum ovum" ("Поганого ворона поганое яйцо"). Головной убор Папы - тиара - действительно по форме напоминает яйцо.

Чтобы понять смысл и обоснованность совмещения Папы и дьявола, необходимо знать хоть немного о времени появления портрета: времени борьбы, точнее, войны между католической церковью и протестантской за души верующих. Протестанты обвиняли римскую церковь в нарушении христианских заповедей, в стяжательстве и прощении грехов за плату. Воплощением зла стал сам Папа, ведь народ всегда считал (и считает), что "рыба тухнет с головы".

Отпущение грехов за плату было основным источником доходов римской церкви. Ее посланцы развозили по Европе специальные бумаги - папские индульгенции. Купив их, можно было освободиться от любого греха, заручиться прощением еще не совершенных преступлений, помочь умершему родственнику перебраться из чистилища в рай, сократить время от момента собственной смерти до момента вступления в рай на указанное в бумаге число лет. Тысячи монахов в монастырях занимались написанием индульгенций, и все-таки их не хватало. Проблему удалось решить Иоганну Гутенбергу (1394-1468) из немецкого города Майнц. Мы знаем его как изобретателя книгопечатания. На самом деле он придумал средство для размножения индульгенций, именно они стали первой продукцией его печатного станка. Книги начали выпускать позже.

Что касается автора картины "Папа и дьявол", имя его не сохранилось. Конечно, он из протестантов и, возможно, поплатился жизнью за свое творчество, так же, как поплатились жизнью сотни тысяч его единоверцев. Протестанты тоже пролили немало католической крови. В 1527 году немец кие войска вместе с испанцами захватили и разграбили Рим. Когда через семь лет великий художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти приехал в Вечный город, он увидел изуродованную фреску Рафаэля, на которой было выцарапано имя духовного вождя протестантов Лютера.

По материалам журнала «Наука и жизнь», автор публикации: А.Калинин

открыть на полный экран
Написать комментарий
запомнить "Папа и дьявол"


Тренажер для мозга
Психологи на b17.ru