Ноты-головоломки: Застольная мелодия для двоих

Перевертыши

В. А. Моцарт. "Застольная мелодия для двоих", 1780-е годы.

Задолго до того, как появились первые листовертни и двоевзоры, композиторы, в том числе Моцарт и Бах, уже писали музыку, которую можно играть по нотам слева направо и справа налево или не обращать внимания на то, где у нотной страницы верх, а где низ. Возможно, это было для них серьезным делом, стремлением познать все тайны создания музыки, "поверить алгеброй гармонию", а может быть, всего лишь шутка или забава.

Нотную запись можно считать изображением музыки на бумаге. Зададимся вопросом: существуют ли ноты, в которых кроме основного произведения есть другое, скрытое от непосвященного?

В одном анекдоте рассказывается, как студент музыкального училища жалуется своему сокурснику, что не успевает в срок выполнить домашнее задание - сочинить вальс. Приятель советует: "А ты возьми вальс нашего преподавателя и перепиши задом наперед". Студент отвечает: "Пробовал, получился вальс Шуберта".

Знай герой анекдота историю музыки, у него не было бы проблем с сочинением вальса. В 1792 году, через год после смерти Моцарта, увидело свет руководство по сочинению вальсов, якобы найденное в его бумагах. Издатель сообщал, что любой желающий может сочинить сколько угодно немецких вальсов, "вовсе не зная музыки". Талант композитора заменяется двумя игральными кубиками с точками на гранях. "Сочинитель" должен регулярно бросать кубики и в соответствии с выпавшим количеством очков переписывать в заданной последовательности отрывки нот из руководства. И хотя сомнения в авторстве Моцарта были и остаются, за способом сочинения музыки с помощью игральных кубиков устойчиво закрепилось название "система Моцарта", а инструкция по составлению вальсов с изменениями и дополнениями переиздается до сих пор. Можно ли поступить проще: "перевернув" один вальс, получить другой? На старых магнитофонах была возможность прослушивать запись наоборот. Но красивых мелодий из этого не получалось. Менялся сам характер звучания. В обычных музыкальных инструментах звук, возникнув, постепенно затухает. Поэтому, когда включаешь "обратную запись", игра на фортепьяно, например, становится похожей на игру на органе или фисгармонии. Это не касается современных синтезаторов, где можно извлекать звуки почти без затухания, и старинных шарманок, если крутить ручку в обратном направлении. Слушать музыку "наоборот" или играть ее по нотам от конца вперед - совершенно разные вещи.

Возвращаясь к вальсу, следует согласиться, что такты вальса: раз, два, три, исполненные наоборот, соответствуют его ритмическому строю. Но сохранятся ли гармония, благозвучность? И всегда ли? "Вальс цветов" Чайковского, например, сыгранный от конца к началу, звучит прекрасно, и под него можно танцевать. Поискать другие "двойные" вальсы мы предлагаем читателям и просим сообщить в редакцию об удачных находках. И существует ли (среди широко известных) вальс, который в обратном исполнении звучит лучше и красивее, чем в прямом?

Для нотных записей, так же как для текста, придумано несколько способов превращения их в головоломки. Музыку можно "перевернуть", заменив высокие ноты низкими, написав две соседние строки зеркально симметричными по отношению одна к другой, повторив звуки в обратной последовательности. Последний прием получил даже специальное название - "ракоход". Экспериментировали в этой области многие. Сочинением подобной, "математически" написанной музыки увлекался и Бах. Одно из произведений он даже назвал "Крабий канон", а вершиной замысловатости считается его "Музыкальное приношение".

Известно и произведение немецкого композитора Мошелеса "Путь мира", внешний вид записи которого и мелодия не меняются при повороте листа на 180 градусов. Центр листа становится центром симметрии для графической записи нот и музыки. До этой точки мелодия звучит в прямом направлении, а затем возвращается назад, к первой ноте.

В архиве Моцарта найдены записи музыкальных опытов с перестановками звуков. Самой популярной стала "Застольная мелодия для двоих". По замыслу композитора лист с нотами кладут на стол между двумя музыкантами, и они играют, глядя на него с двух сторон.

По материалам журнала «Наука и жизнь», автор публикации: А.Калинин

открыть на полный экран
Написать комментарий

Жестоко пишут музыку!!!

04.12.2012 20:14 Просто сумашумная

ДА

28.05.2011 14:24 ЛЕРА
запомнить "Ноты-головоломки: Застольная мелодия для двоих"


Тренажер для мозга
Психологи на b17.ru